Задачи автоматизации предприятия. Ожидания и реальность
Представления о системе автоматизации у клиентов, зачастую настолько далеки
от реальности, что становятся предметом шуток в среде ИТ-специалистов. Хотя и у
разработчиков систем автоматизации часто встречаются простодушные представления
о собственной грядущей работе. В первую очередь, клиент и исполнитель имеют
различные взгляды на процесс разработки и ожидают различных результатов. Что же
может помочь им разговаривать на одном языке?
Опытный исполнитель имеет в своем арсенале некоторое количество готовых
решений по автоматизации, реализующих определенные функции документооборота. В
настоящее время существует и достаточное количество готовых решений сторонних
разработчиков. Заказчик не может ориентироваться во всех предложения в следствии
своей низкой компетенции по предметной области и отсутствием для этого времени.
Он занимается собственной работой. Для него система автоматизации является лишь
инструментом. Его задача – получить качественный инструмент для собственного
бизнеса. Ему не интересно какими средствами будет реализован инструмент, но он
должен осуществлять контроль оплачиваемых работ в процессе разработки, а не
только при получении конечного продукта.
Непонимание является следствием недоверия. Клиент скорее решит, что ему хотят
сбыть «кота в мешке», чем досконально изучит документацию по системе. А
исполнитель, начав работу и не наладив до этого понимания с заказчиком и единого
видения конечного результата, серьезно рискует потерять гонорар и испортить свою
репутацию.
Наконец, что представляет собой система автоматизации управления
предприятием? Здесь следует руководствоваться законом рынка - потребитель всегда
прав. Каким видит свой инструмент клиент, таким он должен и быть. Немалая часть
работы исполнителя на предварительном этапе заключается в разностороннем
обсуждении, внесении предложений по исправлению и дополнению видения заказчика,
указания на недочеты. Необходимо научиться слушать. Слушать руководителей и
других работников, заинтересованных в будущей системе. Нужно понять стиль их
работы и требования, но не навязывать готовое типовое решение. Вполне вероятно,
что по результатам досконального изучения дел клиента, может быть принято
решение о возможности использования готового программного продукта. Хотя следует
понимать, что работы и в этом случае еще огромное количество – не стоит
субъективной расценивать сложность и стоимость работ по автоматизации.
Исполнитель должен показывать клиенту, какой станет в результате его система
автоматизации, демонстрировать возможности дальнейшего ее развития и убеждать в
сложности ведения документооборота предприятия без использования предлагаемых
решений.